СМИ о компании

05.11.2014

Стандарт API – «общий язык» на мировой арене. Журнал «Oil & Gas EURASIA», № 11, 2014г.

API_главная.png

Выходя на зарубежные рынки, российские компании все больше стараются обеспечить соответствие своей продукции и услуг стандартам API (Американского института нефти), который, несмотря на название, осуществляет до 80% своей деятельности за пределами США.
В прошлом крупнейшим клиентом API была Италия, где малые и средние предприятия, в основном, работают по принципу семейного подряда. Для реализации продукции таких предприятий на мировом рынке необходима сертификация по стандартам API. Россия, с небольшим отставанием, занимала второе место по объему сертифицированной продукции, а в 2013 году ей удалось даже обогнать итальянцев.
В России также был запущен проект, предусматривавший адаптацию национальных ГОСТов к новой системе с целью большего соответствия стандартам API.
Причина проста: стандарты API становятся международными. Для участия в международных проектах необходима сертификация именно по этим стандартам, так как они обеспечивают общие параметры, не ограниченные рамками национальных стандартов. Например, если российская и бразильская нефтяные госкомпании решили вместе реализовывать проект, им не надо спорить о том, чья система стандартов лучше – достаточно использовать сертификацию API, поскольку обе стороны хорошо знакомы с этими стандартами.
Редакция НГЕ недавно провела опрос среди российских производителей, чья продукция прошла сертификацию АНИ, с целью выяснить их мнение по вопросам стандартизации. Первый вопрос, который мы задали участникам российского нефтегазового рынка, касался причин, подтолкнувших их компании к сертификации продукции согласно стандартам API. По словам директора Департамента внешнеэкономической деятельности ООО «ТД ПТПА» Вячеслав Волхина, для пензенских производителей арматуры ключевыми стали два момента. «Во-первых, стремление предлагать свою продукцию на зарубежном рынке, а во-вторых, удовлетворение растущего спроса на API арматуру со стороны российских потребителей», – говорит Волхин, добавляя, что в результате сертификации компания смогла выйти на новые зарубежные рынки в странах Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки.
Как утверждает Александр Обозный, заместитель начальника отдела продуктовых программ, дирекция НИОКР, Группа ГМС, такое решение сегодня диктуют реалии нефтегазового рынка.
API_1.png«За последние 10 лет в департамент нефтегазового оборудования Группы ГМС все чаще поступают запросы, в том числе и от российских заказчиков, где в качестве обязательных условий содержатся требования соответствия оборудования стандарту API, – рассказывает Обозный.– Учитывая тенденции рынка, предприятия Группы активно расширяют линейку насосного и компрессорного оборудования в соответствии с требованиями стандартов Российской Федерации и Американского института нефти (API)». По его словам, это в первую очередь касается насосов для тяжелых условий эксплуатации в нефтяной промышленности, где их применение экономически оправдано, поскольку цена данного оборудования существенно выше стоимости насосов для обычных применений.
Готовность двигаться в ногу со временем и отслеживать рыночные тенденции уже дает плоды для компании, которая имеет значительный опыт поставок насосного,компрессорного и блочно-модульного оборудования на международные рынки. «Одним из рынков, где холдинг в настоящее время расширяет свое присутствие, является Ближний Восток, – добавляет Обозный. – Так, например,в текущем году реализуется крупный проект по поставке центробежных секционных двухкорпусных насосов типа ВВ5 для заводнения нефтяных пластов на месторождении Западная Курна (Ирак). Поставляемые насосы полностью соответствует требованиям стандарта API610».
Представители ТМК – гиганта мировой трубной отрасли хорошо понимают, что наличие сертификатов API у производителя нефтегазового оборудования является необходимым условием поставки труб в адрес международных нефтегазовых компаний. «По стандартам API работает весь мир и, если компания предполагает поставлять свою продукцию на внешние рынки, без такого сертификата обойтись сложно», – говорят в ТМК.
В частности, входящий в состав трубного холдинга Волжский трубный завод получил лицензию на производство и реализацию труб по стандартам API Spec 5L и API Spec 5СТ первым из всех трубных заводов СНГ еще в феврале 1993 года, за девять лет до вхождения в состав ТМК.
В настоящее время все предприятия российского дивизиона обладают лицензиями API на выпускаемыйьими сортамент продукции. В основном, это лицензии на
производство насосно-компрессорных и обсадных труб (стандарт API Spec 5CT) и нефтегазопроводных труб (API Spec 5L).
Кроме того, Синарский трубный завод и ТАГМЕТ лицензированы на производство бурильных труб (API Spec 5DP), а Орский машиностроительный завод имеет лицензию на производство бурильных замков (API Spec 5DP).
«При этом не стоит думать, что получив однажды лицензию API, предприятие может использовать ее и больше ни о чем не думать, – считают в ТМК. – Согласно процедуре, ежегодно проводятся инспекционные аудиты на предмет соответствия стандартам, а раз в три года – ресертификационный аудит. Периодически издаются новые редакции стандартов и каждому предприятию при ресертификации в этом случае необходимо учитывать новые требования».
При этом выдача лицензий API на продукцию (API Spec 5CT, API Spec 5L, API Spec 5DP) сопровождается аудитом системы менеджмента качества предприятия, которая должна соответствовать требованиям API Spec Q1.
Заботой о клиентах объясняет свое решение сертифицировать продукцию согласно API генеральный директор российского подразделения австрийской компании Schoeller-Bleckmann Darron Ltd. (SBDR) Манфред Фестлайтнер. «Мне хотелось завоевать сегмент компаний топ-уровня за счет качества и оптимального соотношения цены и качества продукции и услуг, которые предоставляет клиентам SBDR – поэтому сертификация согласно стандартам API стала логическим следствием этого стремления, – рассказывает Фестлайтнер. Более того, я использую наличие сертификатов в качестве маркетингового преимущества, которое позволяет SBDR выделиться на фоне конкурентов».
По его словам, сертификация должна способствовать более глубокому проникновению SBDR на рынки стран на постсоветском пространстве, с акцентом на сегмент наклонно-направленного бурения, в котором основными игроками являются лидеры нефтесервисного бизнеса – Schlumberger, Baker Hughes, Halliburton и Weatherford, а также уделяющие внимание качеству российские буровые компании. «Без сертификатов API у нас бы не было контрактов с перечисленными компаниями», – добавляет Фестлайтнер.
Для подмосковного ОАО «ВНИПИвзрывгеофизика» наличие сертификата API стало пропуском в проекты, выполняемые бывшей ТНК-ВР (в прошлом году была приобретена «Роснефтью».
Требование сертификации оборудования для вторичного вскрытия пластов – кумулятивных перфораторов – по стандарту API RP 19B содержалось во внутрикорпоративном Регламенте ТНК-ВР проведения прострелочно-взрывных работ в скважинах компании, – рассказывает генеральный директор ОАО «ВНИПИвзрывгеофизика» Александр Меркулов. – На тот момент это была во многом вынужденная процедура, в результате которой наличие сертификата API RP 19B позволяло применять продукцию российских производителей перфосистем сервисными компаниями в ТНК-ВР».
В результате, добавляет руководитель, продукция предприятия стала востребованной геофизическими компаниями, работающими с ТНК-ВР в России. Наличие сертификата API
RP 19B учитывалось и учитывается при формировании тендерных заявок и тендерных предложений на приобретение перфораторов в Казахстане, Азербайджане, Туркмении.

Стандарт – клиент – контракт

Насколько опрошенным компаниям удалось добиться конкретных, ощутимых результатов вследствие сертификации по API? Выросли ли после этого продажи их продукции, расширились ли рынки сбыта?
«Результатами пока можно назвать ряд поставок в Венесуэлу и Болгарию. На остальных рынках сертификация позволила проходить в vendor-регистрацию компаний потребителей, – делится Волхин (ООО «ТД ПТПА»). – Нужно отметить, что API это система стандартов и сам по себе сертификат на использование монограммы по какому-либо продукту еще не дает права стать поставщиком». По словам руководителя, по мере работы на рынке и выявления требований заказчика возникала необходимость получения новых сертификатов (API6FA, 607 и т.д.) а также внедрение в свою систему нормативной документации требований различных стандартов API. Такой подход, безусловно, дает возможность участвовать во многих проектах по всему миру, однако требует дополнительных внутренних инвестиций и времени.
«Создание новой продукции всегда открывает перспективы выхода в новые сегменты, что, соответственно, положительно влияет на показатели продаж, – рассказывает Обозный (Группа ГМС). – Как один из примеров, Группа ГМС активно участвует в программах модернизации старых насосных систем на нефтеперерабатывающих предприятиях, в первую очередь на позициях с тяжелыми условиями эксплуатации, высокими температурами и давлением. Также имеется успешный опыт поставки насосных и компрессорных систем в специальном исполнении на морские нефтегазодобывающие платформы».
«Сертификация по стандартам API – минимально необходимый порог для выхода на любые международные рынки. ТМК поставляет продукцию более чем в 80 стран мира. Отчасти это следствие того, что наша продукция соответствует международным стандартам, в том числе
API, – рассказывают в ТМК. – Без этого значительный рост объемов отгрузки и расширение географии продаж ТМК в течение последних лет были бы невозможны в принципе».
К слову, ТМК не только сертифицирует свои предприятия по стандарту API, но и участвует в разработке и корректировке существующих стандартов. С 2007 года компания является официальным членом Американского института нефти с правом голоса. Для разработки стандартов в рамках института действует исполнительный комитет по стандартизации. Представители ТМК работают в двух подкомитетах, один из которых разрабатывает стандартына нарезные трубы нефтяного сортамента, а второй – занимается вопросами качества в области стандартизации.
В ОАО «ВНИПИвзрывгеофизика» также положительно оценивают эффект от сертификации по API.
«Результаты сертификации по стандарту API RP 19B позволили обратить внимание на некоторые потребительские характеристики оборудования, которые не определяются при сертификации по национальному «стандарту» СС-05, что потребовало разработки новых исполнений кумулятивных зарядов и перфораторов. Это, в свою очередь, способствовало расширению рынка реализации продукции и его росту в натуральном выражении», – объясняет Меркулов.

API – Lingua Franca в БРИКС?

В заключение мы попросили наших собеседников прокомментировать перспективы становления стандартов API «общим языком» в сотрудничестве российских поставщиков товаров и услуг с национальными нефтяными компаниями стран БРИКС. Становится ли это
сотрудничество легче от того, что вместо национальных стандартов обе стороны используют API? Респонденты сошлись во мнении, что это, безусловно, плюс, заметив
при этом, что предпочтение далеко не всегда отдается именно этому стандарту.
«С одной стороны, API является лишь базовым стандартом, на котором строятся внутренние стандарты многих известных компаний-потребителей. С другой стороны, для большинства зарубежных заказчиков наличие API сертификатов является обязательным при рассмотрении
поставщика в качестве потенциального партнера», - считает Волхин.
По словам Обозного, сертификация по API в последние годы облегчает налаживание связей с клиентами в странах БРИКС, поскольку стандарт охватывает все требования к техническим характеристикам оборудования, и определяет основные критерии надежности и безопасности эксплуатации.
В SBDR также согласны с этим утверждением, но при этом отмечают, что пока прямого отношения к бизнесу компании это не имело, поскольку география ее деятельности ограничивалась Россией и странами бывшего СССР.
Гендиректор ОАО «ВНИПИвзрывгеофизика», считает, что стандарт API в качестве «общего языка» однозначно способствует проникновению российских компаний на рынки стран БРИКС. «Наличие общепризнанного инструмента сравнения заявляемых характеристик перфораторов позволяет определять однозначно их конкурентные преимущества/недостатки и формулировать понятные и Покупателю и Продавцу требования к товару», – подытожил Меркулов.

Возврат к списку